Из этой статьи вы узнаете, что такое выборы, референдум и плебисцит. В чем их сходства и 4️⃣ основных отличия. Как часто они проводятся и к каким результатам могут привести. ⛔️ Стоп-условия, когда референдум НЕ может проводиться. Кратко пройдемся по истории выборов в России и узнаем 5 громких голосовательных процессов мировой истории. И в конце вас ждет удобная сводная таблица по отличиям.
- Избирательное право граждан
- Что такое выборы
- Зачем проводится всенародное голосование
- Что такое референдум
- Когда референдум не может быть проведен
- На кого влияют результаты референдума
- Чем референдум отличается от плебисцита и выборов
- 1. Различия в процедурах
- 2. Периодичность проведения
- 3. Особенности голосования
- 4. Значение мероприятий
- История референдумов СССР и РФ
- Одни из самых громких выборов и референдумов в истории
- Сравнительная таблица
Избирательное право граждан
В основе избирательного права лежит идея о том, что каждый гражданин имеет право голоса и, пользуясь этим правом, может играть определенную роль в политическом процессе государства. По сути, это возможность выбирать людей, которые будут защищать интересы общества и принимать важные решения от имени каждого члена общества. Это право дает людям возможность влиять на то, в каком направлении движется общество и государство.
Что такое выборы
Выборы — это процесс, во время которого избиратели отдают свои голоса, чтобы выбрать одного из многих кандидатов на политические посты в демократическом обществе. Кроме того, во многих представительных демократиях проводятся выборы главы государства или правительства.
Зачем проводится всенародное голосование
Всенародное голосование проводится для того, чтобы обеспечить справедливый и прозрачный выбор лидеров. Оно похоже на большой процесс волеизъявления, в котором учитывается мнение каждого гражданина. Это позволяет предотвратить принятие всех решений небольшой группой людей и гарантировать, что правительство действительно представляет интересы большинства.
Что такое референдум
Это опрос граждан всей страны или отдельной ее территории, согласны ли они с определенным предложением, законом или изменениями. Референдумы часто используются, когда необходимо принять важное решение, и правительство хочет узнать мнение народа, прежде чем предпринимать какие-либо действия. В определенном смысле референдум — это выборы по одному конкретному вопросу.
Когда референдум не может быть проведен
В каждой стране существуют свои строгие правила и отличия проведения референдумов. Например, в России строго регламентированы, в том числе, правила их инициирования, назначения и проведения повторных. Эти правила закреплены в Федеральном конституционном законе и могут быть изменены только в рамках официальной процедуры внесения поправок в этот закон. Согласно Федеральному конституционному закону от 28.06.2004 N5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” РФ, референдум нельзя проводить:
- ⛔️ В случае военного и чрезвычайного положения + 3 мес. со дня отмены такового;
- ⛔️ В последний год полномочий президента или гос.думы;
- ⛔️ В случае проведения по всей территории РФ избирательной кампании;
- ⛔️ В период между официальным решением о проведении референдума и до объявления его результатов нельзя инициировать новый;
- ⛔️ На ту же тему в течение 2-х лет после оглашения результатов референдума. То есть нельзя “переголосовывать” в течение 2-х лет.
На кого влияют результаты референдума
Результаты референдума могут повлиять на каждого жителя общества или страны. Например, если на референдуме будет принято постановление о строительстве новой больницы, это может повлиять на медицинское обслуживание вашей семьи. Результаты референдума могут определять законы, политику и даже направление развития общества.
Чем референдум отличается от плебисцита и выборов
Отличия между плебисцитом, референдумом и свободными выборами заключается в их цели и сфере применения.
- Выборы предполагают выбор лиц, которые будут руководить и принимать законы от имени общества или государства.
- Референдум же представляет собой прямое голосование граждан по конкретной теме, часто связанной с изменением законодательства или политики. В этом основное отличие между выборами и референдумом.
- Плебисциты схожи с референдумами, но они инициируются правительством для сбора общественного мнения перед принятием важных решений. Референдумы же могут быть инициированы как правительством, так и народом.
В каждой стране есть свои особенности проведения референдума. Например, в Германии существует форма референдума, называемая Bürgerbegehren (дословно — просьба граждан), которая проводится по инициативе граждан.
В России это тоже возможно, но отличие в том, что процесс инициации гораздо сложнее. Так, всенародный референдум могут назначить 2 миллиона зарегистрированных избирателей при условии, что они сделают это не менее чем из 42 регионов России в течение двух месяцев и соберут не более 50 тысяч подписей в одном регионе. При этом вопрос должен быть предварительно одобрен Центральной избирательной комиссией РФ.
1. Различия в процедурах
Принципиальные отличия между выборами и референдумами проявляются в причинах их инициирования. Выборы проводятся через регулярные промежутки времени для выбора представителей в органы управления. Референдумы же проводятся в особых случаях, когда требуется общественный выбор по какому-либо вопросу. Аналогично плебисциты проводятся нерегулярно и вызываются правительством.
2. Периодичность проведения
Отличия между этими мероприятиями также заключаются в сроках их проведения. Их периодичность зависит от политических и правовых факторов в той или иной стране, поэтому для получения наиболее актуальной информации всегда следует обращаться к современным источникам. Например, в России президентские выборы проводятся раз в шесть лет, а выборы в Государственную Думу — раз в пять лет.
Референдумы в России, в отличие от выборов, проводятся нечасто и, как правило, для принятия решений о конкретных изменениях в конституции или законодательстве без определенного графика. Плебисциты проводятся еще реже и по мере необходимости, без определенного графика.
3. Особенности голосования
Также отличия этих мероприятий проявляются в характере голосования. Выборы предполагают выбор кандидатов от различных политических партий на властные посты. При проведении референдума или плебисцита основное внимание уделяется ответу на конкретный вопрос (как правило, в формате “За/Против”), например, о необходимости принятия или изменения закона или Конституции, территориальном изменении (например, крымский референдум).
Выборы приводят к вступлению в должность победивших кандидатов. Обязательный характер этого процесса является главным его отличием. Обязательные референдумы требуют от правительства исполнения решений избирателей, а необязательные (как правило, плебисциты) — информируют о выработке политики, но не обязывают к действиям. Процедуры и отличия зависят от правовой базы государства.
4. Значение мероприятий
Выборы, референдумы и плебисциты являются жизненно важными для демократии. Выборы, проводимые через регулярные промежутки времени, позволяют выбирать лидеров путем голосования, обеспечивая сменяемость власти.
Референдумы и плебисциты, в отличие от выборов, предоставляют гражданам уникальную возможность напрямую влиять на решение ключевых повесток, часто касающихся таких важных вещей, как изменение конституции или территориальные споры.
Открытый и прозрачный характер этих процессов способствует повышению доверия к правительству. Привлекая граждан к принятию важнейших решений, они не только расширяют права и возможности населения, но и способствуют формированию более надежной формы управления, основанной на широком участии, что в итоге укрепляет демократические основы государства.
История референдумов СССР и РФ
- 17 марта 1991 года состоялся решающий референдум о будущем Советского Союза. Главным вопросом стала целесообразность сохранения Советского Союза как возрожденной федерации, состоящей из равноправных и суверенных республик. Однако реализация итогов референдума была затруднена целым рядом сложных политических обстоятельств.
Несмотря на подавляющее большинство в 77,85% голосов “за”, эти результаты скрывали глубокие противоречия, поскольку некоторые республики предпочли бойкотировать референдум. Это событие предвосхитило окончательный распад Советского Союза в 1991 году, вызванный обострением политических, этнических и экономических противоречий. - После этого 17 марта 1991 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) был проведен первый референдум по выборам Президента РСФСР. Впоследствии, 12 августа того же года, президентский пост занял Борис Николаевич Ельцин.
- 25 апреля 1993 года, в период обострения противоречий между Президентом и Верховным Советом РФ, состоялся очередной референдум. В бюллетенях содержались четыре вопроса о доверии Президенту РФ. В итоге это привело к роспуску Верховного Совета РФ.
- Наконец, 12 декабря 1993 года был проведен референдум по проекту Конституции Российской Федерации. В референдуме приняли участие около 54,79% избирателей, имеющих право голоса, из них 58,42% одобрили новый основной закон.
Одни из самых громких выборов и референдумов в истории
- В истории Франции аж два Наполеона (известные как первый и третий) использовали референдумы и плебисциты целых семь раз (в 1800, 1802, 1804, 1815, 1851, 1852, 1870 годах) для поддержания своего политического господства.
- 27 мая 1967 года в Австралии состоялся референдум по вопросу участия коренного населения в политической жизни страны. Референдум стал важным шагом на пути преодоления системы дискриминации чернокожего населения страны. Изменения поддержали более 90% голосовавших.
- Выборы 14 сентября 1930 года в Германии сыграли значительную роль в становлении нацистской партии и общей политической нестабильности в стране в эпоху Веймарской республики. Нацистская партия, возглавляемая Адольфом Гитлером, добилась на этих выборах значительных успехов. Они набрали 18,3% голосов, став второй по величине партией в Рейхстаге (парламенте Германии), получив 107 мест. Это стало серьезным прорывом для нацистов и ознаменовало начало их восхождения к власти
- Хотя первые демократические выборы в ЮАР в 1994 г. не были президентскими в традиционном смысле этого слова и привели к избранию Нельсона Манделы президентом страны, они ознаменовали собой исторический момент в борьбе с апартеидом. Избрание Манделы символизировало конец расовой сегрегации и открыло новую главу в истории ЮАР с глубокими последствиями для прав человека и мировой дипломатии.
- 30-31 марта 1979 года в Иране был проведен референдум по вопросу создания исламской республики. Согласно официальным результатам, 98,2% населения проголосовало за это предложение. В результате родилась молодая революционная республика, положившая конец правлению иранской монархии с традициями, восходящими к глубокой древности.
Сравнительная таблица
Плебисцит | Референдум | Выборы | |
---|---|---|---|
Цели | Выяснение общественного мнения по определенной проблеме или вопросу. | Предоставить населению возможность прямого голосования по конкретному предложению или изменению конституции. | Отбор кандидатов на политические должности или принятие решений по законам и политике. |
Поднимаемые вопросы | Сосредотачивается на конкретном вопросе или проблеме. | Вокруг конкретного предложения или закона. | Предполагает выбор кандидатов или выбор между несколькими вариантами. |
Открытость | Как правило, открыты для всего населения | Для всех граждан государства | Для всех граждан государства |
Частота | Менее частое явление по сравнению с референдумами и выборами. | Частота проведения может варьироваться в зависимости от юрисдикции и обстоятельств. | Может проводиться через регулярные промежутки времени, например, раз в несколько лет. |
Область применения | Часто касается территориальных вопросов или политического статуса. | Обычно связана с предлагаемыми законами или изменениями в конституции. | Охватывает различные ведомства, такие как президентское, парламентское, местные органы власти и т.д. |
Итоги | Влияет на направление развития или статус региона или территории. | Определяет принятие или отклонение конкретного предложения. | Определяет людей, которые будут занимать государственные должности, и политику, которую они будут проводить. |
Отличия в законодательной роли | Может привести к изменению политики. | Непосредственно влияет на законы или поправки к конституции. | Формирует состав законодательных органов. |
Обязательность применения | Победителем выборов на тот или иной пост становится тот, кто получил наибольшее количество голосов избирателей. Он обязательно вступает в должность через определенное время после объявления результатов выборов. | Если большинство проголосует “за”, это может стать обязательным для правительства. | Не заставляют правительство предпринимать какие-либо действия, и правительство имеет право игнорировать результаты. Однако, скорее всего, их результаты повлияют на следующие государственные постановления. |