Мотивация и стимулирование – это два основных способа воздействия на сотрудников, для побуждение к слаженным действиям, направленным на достижение корпоративных задач. Часто эти понятия путают ввиду их схожести. И все же они далеко не синонимичны. Между терминами есть принципиальные различия, зная которые легче грамотно организовать систему управления персоналом.
Мотивация: что это?
Говоря о мотивации, необходимо сначала разобраться с понятием мотива.
Мотив – это определенная потребность, которая может носить материальный, физический, ценностный либо духовный характер. Она побуждает человека действовать, служит своеобразным импульсом или двигателем, порождает мотивацию.
Мотивация – побуждение человека к достижению осознаваемой потребности, которое всегда носит внутренний характер. Соответственно, мотивация – явление сугубо индивидуальное. У каждого человека она своя.
Для одного сотрудника мотивацией служит солидный заработок, для другого – возможность карьерного роста, для третьего – признание его ценности для компании, для четвертого – повышение социального статуса.
Важная особенность мотивации – ее ориентация на конкретного человека. То есть невозможно одним и тем же способом замотивировать целую группу людей – к каждому придется искать индивидуальный подход.
Другая черта мотивации – это полное осознание человеком внутренней потребности. Только четко сформулированная цель дает импульс, побуждающий субъект действовать в нужном направлении.
Вызывать у человека внутреннюю мотивацию – это целое искусство, требующее знаний из области психологии и маркетинга.
Мотивация прекращается в тот момент, когда потребность оказывается удовлетворенной.
Читайте также: как узнать, сколько МБ в одном ГБ
Что такое стимулирование
Стимулирование – это влияние на людей извне с целью активизации требующихся от них действий. Обычно целью такого мероприятия является повышение скорости и качества работы персонала, изменение поведения сотрудников для роста эффективности функционирования компании.
Стимулирование может быть материальным и нематериальным.
К материальным мерам поддержки относят следующие инструменты:
- Зарплата;
- Премии;
- Различные доплаты, надбавки и компенсации;
- Обучение за счет компании;
- Различного рода льготы;
- Предоставление жилья;
- Наличие дополнительных отпускных дней и т.д.
Нематериальное стимулирование также включает многообразные способы воздействия на поведение сотрудников:
- Карьерный рост;
- Высокий статус и престижность должности;
- Возможность самореализации;
- Участие в интересных проектах;
- Участие в семинарах и профессиональных конкурсах и т.д.
Важный момент: стимулирование бывает не только положительным, но и отрицательным. К негативным мерам относятся, например, штрафы за опоздание или задержку сдачи работы.
Читайте также: кто должен сдать тест на санминимум, что это такое
Основные правила грамотного стимулирования
Для того, чтобы стимулирование имело значимый эффект, необходимо придерживаться следующих правил:
- Увеличение стимулирования следует производить постепенно;
- Стимулы, как отрицательные, так и положительные, должны быть в достаточной мере ощутимы работниками (например, штраф за опоздание в размере 10-ти рублей при заработной плате 60 000 рублей вряд ли будет иметь какой-то эффект);
- Наибольшей эффективности можно добиться, умело сочетая стимулы материального и нематериального характера;
- Стимулирование должно быть своевременным: то есть нельзя допускать большого временного разрыва между определённым действием сотрудника и применением к нему соответствующих мер поддержки;
- Впечатляющих результатов можно добиться в том случае, если стимул совпадает с внутренними мотивационными координатами сотрудниками.
Читайте также: спортивная и художественная гимнастика – чем они различаются
Различия между стимулированием и мотивацией
К основным отличиям между двумя этими способами влияния на работников относятся:
- Направленность воздействия: в случае с мотивацией это сугубо внутренний импульс, а стимулирование – это исключительно внешнее влияние;
- Сущность: стимулирование может носить как положительный, так и отрицательный характер, а мотивация по своей сути бывает только позитивной;
- Индивидуальность: стимулирование применимо к целым группам людей, мотивация же касается конкретного человека (у каждого субъекта она своя);
- Срок существования: стимулирование действует до тех пор, пока его не отменит руководство, мотивация же прекращает свое существование в тот момент, когда реализован мотив.
Итак, стимулирование и мотивация – понятия далеко не тождественные. Умело сочетая оба этих способа воздействия на сотрудников, грамотный работодатель может добиться больших успехов.
Читайте также: ваты и вольты – что это такое, в чем их различия