Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь.
Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.
Зачем и когда использовать метафоры
Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:
- орел, не иначе (зоркий и сильный);
- как Иван Сусанин (самоотверженный, умный и верный человек);
- что солнышко ясное (о приветливом и красивом);
- как тысячу богатырей (о сильном человеке);
- что яблоневый цвет (настолько красивый).
В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:
- как мышь амбарная (о трусливом человеке);
- как лис (хитер);
- как заяц, овца (трусливы или глупы).
Метафоры нередко встречаются в поговорках:
- «В тихом омуте черти водятся». Когда так говорят, то пытаются намекнуть на то, что человек может скрывать истинный свой характер и мотивы поступков. У внешне спокойного человека внутри бурлят страсти, которые и не снились тому, кто на первый взгляд кажется слишком эмоциональным, а иногда даже и грубым.
- «В каждой бочке затычка». Так говорят о человеке, мечтающем быть в курсе всех дел, даже тех, которые его не касаются. Он вечно всем помогает, даже если его не просят.
- «Моя хата с краю». Так говорят, когда отрицают свою причастность к конкретному происшествию. Метафору может использовать свидетель чего-либо, например, сосед, невольно ставший участником чужого бытового конфликта.
Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.
Читайте также: легенды и предания – что это, в чем их различия
Виды метафор
В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:
- Резкие. Метафора возникает, когда пытаются свести воедино абсолютно никак не относящиеся друг к другу понятия и термины. Примеры: «взрыв эмоций», «цветок лица», «крылья мечты». Особенностью считается также и количественный состав метафоры, чаще всего она состоит всего из 2 слов.
- Стертые. Самая распространенная и употребляемая разновидность. Стертыми метафорами оперируют даже те, кто и понятия не имеет о том, что это такое за литературный прием. Примеры: «лес рук», «чтобы жизнь медом не казалась», «золотые руки», «старые обиды».
- Формулы. Такие метафоры, как «носки ботинок», «ножка стула», «чаша жизни» почти не поддаются расшифровке и перефразированию. Возможно, в момент их образования, метафорические формулы и были понятны каждому. Но сейчас их суть проясняется только в общем контексте, в окружении других слов, придающих метафоре смысл.
- Преувеличенные. Говорящий намеренно преувеличивает масштаб происходящего. Примеры: «тысяча извинений», «сто раз говорено», «семь раз отмерено», «покатился со смеху», «миллион свидетелей».
Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет.
Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.
Метафоры также могут быть:
- Словообразовательными. Белоручка – ничего не умеющий и ничего не желающий делать человек. Бесчеловечный – не умеющий проявлять человеческие эмоции, например, сочувствие и сострадание, поступающий не по совести. Бесхребетный – легко управляемый, ведомый, выполняющий все прихоти кого-то, не умеющий говорить «нет». Буквальный – такой, какой есть в действительности («использовать слова в буквальном смысле»). Маячить – находиться у кого-то постоянно перед глазами, на виду, там, где человека легко заметить. Нахлебник – человек, получающий в семье какие-либо блага бесплатно в силу возраста или социального положения. Сердцеед (сердцеедка) – человек, специально влюбляющий в себя множество других людей.
- Авторскими. Авторские метафоры в большинстве случаев также относят и к развернутым. Но особенностью исключительно авторских метафор является ограниченная их локализация – слова в переносном смысле используются в рамках конкретного произведения и почти никогда не выходят за эти рамки, не используются в повседневной жизни вне текста, созданного писателем. Пример можно взять у В. Набокова – «замшевая походка». Читателю, не знакомому с произведением, в котором было использовано это иносказание, не понятно, о какой походке идет речь – возможно, человек идет прямо, или он качается, или у него есть увечье, заставляющее подгибать ногу при ходьбе. Кроме того, использованное Набоковым выражение в быту не прижилось и если его услышит кто-либо далекий от литературного мира, то просто ничего не поймет.
Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.
Слышали про альф, бет и омег? Омегаверс – это жанр фанфикшн, характерный этими тремя кастами людей, отличных друг от друга биологически и живущих в иерархии волчьей стаи.
Примеры метафор, используемых в повседневной жизни
Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:
- (как) медведь – сильный, имеет большие габариты;
- (как) лев – смелый, яростный, неукротимый, опасный;
- (как) баран – глупый, упертый;
- (как) осел – упертый, крикливый;
- (как) курица – глупая.
Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» – получить по голове.
Читайте также: золотой век, это какой период? Чем он отличается от серебряного?
Метафоры в произведениях русских классиков
Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов.
Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души!..» («Село Степанчиков и его обитатели»).
Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.
Метафоры – слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.
Станьте грамотнее
Деепричастный и причастный оборот – устраняем путаницу раз и навсегда