Мотивация и стимулирование – что такое и отличия

Мотивация и стимулирование – что такое и отличия

Мотивация и стимулирование – это два основных способа воздействия на сотрудников, для побуждение к слаженным действиям, направленным на достижение корпоративных задач. Часто эти понятия путают ввиду их схожести. И все же они далеко не синонимичны. Между терминами есть принципиальные различия, зная которые легче грамотно организовать систему управления персоналом.

Мотивация: что это?

Говоря о мотивации, необходимо сначала разобраться с понятием мотива.

Мотив – это определенная потребность, которая может носить материальный, физический, ценностный либо духовный характер. Она побуждает человека действовать, служит своеобразным импульсом или двигателем, порождает мотивацию.

Мотивация – побуждение человека к достижению осознаваемой потребности, которое всегда носит внутренний характер. Соответственно, мотивация – явление сугубо индивидуальное. У каждого человека она своя.

Для одного сотрудника мотивацией служит солидный заработок, для другого – возможность карьерного роста, для третьего – признание его ценности для компании, для четвертого – повышение социального статуса.

Важная особенность мотивации – ее ориентация на конкретного человека. То есть невозможно одним и тем же способом замотивировать целую группу людей – к каждому придется искать индивидуальный подход.

Другая черта мотивации – это полное осознание человеком внутренней потребности. Только четко сформулированная цель дает импульс, побуждающий субъект действовать в нужном направлении.

Вызывать у человека внутреннюю мотивацию – это целое искусство, требующее знаний из области психологии и маркетинга.

Мотивация прекращается в тот момент, когда потребность оказывается удовлетворенной.

Что такое стимулирование

Стимулирование – это влияние на людей извне с целью активизации требующихся от них действий. Обычно целью такого мероприятия является повышение скорости и качества работы персонала, изменение поведения сотрудников для роста эффективности функционирования компании.

Также может быть интересно:  Бизнес-класс и эконом-класс в самолете - что это и отличия

Стимулирование может быть материальным и нематериальным.

К материальным мерам поддержки относят следующие инструменты:

  • Зарплата;
  • Премии;
  • Различные доплаты, надбавки и компенсации;
  • Обучение за счет компании;
  • Различного рода льготы;
  • Предоставление жилья;
  • Наличие дополнительных отпускных дней и т.д.

Нематериальное стимулирование также включает многообразные способы воздействия на поведение сотрудников:

  • Карьерный рост;
  • Высокий статус и престижность должности;
  • Возможность самореализации;
  • Участие в интересных проектах;
  • Участие в семинарах и профессиональных конкурсах и т.д.

Важный момент: стимулирование бывает не только положительным, но и отрицательным. К негативным мерам относятся, например, штрафы за опоздание или задержку сдачи работы.

Основные правила грамотного стимулирования

Для того, чтобы стимулирование имело значимый эффект, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Увеличение стимулирования следует производить постепенно;
  • Стимулы, как отрицательные, так и положительные, должны быть в достаточной мере ощутимы работниками (например, штраф за опоздание в размере 10-ти рублей при заработной плате 60 000 рублей вряд ли будет иметь какой-то эффект);
  • Наибольшей эффективности можно добиться, умело сочетая стимулы материального и нематериального характера;
  • Стимулирование должно быть своевременным: то есть нельзя допускать большого временного разрыва между определённым действием сотрудника и применением к нему соответствующих мер поддержки;
  • Впечатляющих результатов можно добиться в том случае, если стимул совпадает с внутренними мотивационными координатами сотрудниками.

Различия между стимулированием и мотивацией

К основным отличиям между двумя этими способами влияния на работников относятся:

  • Направленность воздействия: в случае с мотивацией это сугубо внутренний импульс, а стимулирование – это исключительно внешнее влияние;
  • Сущность: стимулирование может носить как положительный, так и отрицательный характер, а мотивация по своей сути бывает только позитивной;
  • Индивидуальность: стимулирование применимо к целым группам людей, мотивация же касается конкретного человека (у каждого субъекта она своя);
  • Срок существования: стимулирование действует до тех пор, пока его не отменит руководство, мотивация же прекращает свое существование в тот момент, когда реализован мотив.
Также может быть интересно:  Модернизация и реконструкция – что это и отличия

Итак, стимулирование и мотивация – понятия далеко не тождественные. Умело сочетая оба этих способа воздействия на сотрудников, грамотный работодатель может добиться больших успехов.

Оцените статью
Премудрости